Фестиваль педагогического мастерства

Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность

состоит в приучении воспитанников

к умственному труду и что эта

обязанность более важна, нежели

передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Методическая декада «Фестиваль педагогического мастерства» – одна из форм работы с педагогами ОО, которая позволяет создать условия для обобщения и распространения положительного опыта, даёт возможность поделиться своими методическими находками, выявить проблемы и затруднения в профессиональной деятельности как каждого педагога, так и коллектива в целом. Так как приоритетной целью образования сегодня является не простая передача знаний, умений, навыков от учителя к ученику, а развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижении, новые стандарты образования в корне меняют процесс обучения. Происходит изменение характера взаимодействия учителя с классом, личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения, внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения, репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач. Исходя из этого, педагоги корпуса большое внимание уделяют формированию и развитию универсальных учебных действий. Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Поэтому в этом учебном году методическая декада проходила как метопредметная. Её цель – научиться реализовать на учебном и внеурочном занятии ориентировочную основу для развития универсальных учебных действий (УУД). В ходе проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов педагоги показали, как они развивают у воспитанников корпуса способность и готовность:

— осваивать знания и работать с информацией;

— сотрудничать и выстраивать коммуникацию;

— решать проблемы и воплощать решения в практической деятельности;

— использовать информационно-коммуникативные технологии;

— проводить самоорганизацию учебной деятельности и рефлексию.

 

 

Методическая декада прошла с 5 по 22 марта. В течение этого времени были проведены такие мероприятия, как: семинар по теме «Формирование УУД на уроках и внеурочных занятиях», мастер-класс Хорошко Е.И. «Позиционная технология как средство формирования УУД», интегрированный урок географии и информатики в 6 «А» классе «Рекорды температуры в моделях» (Хорошко Е.И., Метель Е.А.), урок биологии в 5 «В» классе «Природные зоны Земли» (Логунова Л.М.), интегрированный урок литературы и ОПК в 10 «А» классе по роману Ф.М. Достоевского «Их воскресила любовь» (Макарова Н.Н., Ногина О.Э.), урок русского языка в 8 «А» классе «Вводные слова» (Захватова С.Э.), урок биологии в 10 «А» классе по теме «Витамины. Гормоны. Лекарства» (Свириденко Н.Н.), урок математики в 9 «Б» классе «Разные способы решения задач» (Кравченко И.С.); а также внеклассные мероприятия по химии «Мы грамотеи» (Свириденко Н.Н., 9-е классы), по английскому языку в 5 «В» «Олимпиада в картинках» (Леонтьева Н.Е.), в 7-х классах — «Олимпийские игры» (Доценко С.В.), «Восхищаюсь тобой, молодёжь!» (Екимова Л.В.), внеурочное занятие по русскому языку в 5-х классах «Логический марафон» (Екимова Л.В., Семёнова Г.В.), общественный смотр знаний по русскому языку в 7-х классах «Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена» (Макарова Н.Н.), выставка учебных проектов кадет 5-х классов по технологии «Подарок маме».

Инструментарий формирования УУД был продемонстрирован практически на всех представленных уроках и мероприятиях. Например, на интегрированном уроке «Рекорды температуры в моделях» шестиклассники работали с разными видами информации, соотносили знаково-символистичесие средства (схемы, таблицы, графики) при построении годового хода температурного режима.

Макарова Н.А, Ногина О.Э. представили опыт формирования УУД на открытом интегрированном уроке литературы и ОПК по теме «Их воскресила любовь» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В результате анализа эпилога романа, фрагментов из художественного и телевизионного фильмов Л.Кулиджанова и Д. Светозарова кадеты проследили путь духовного воскрешения главного героя романа. На уроке были использованы такие средства обучения, как наглядные, интеллектуальные, предметные, которые были ориентированы на разнообразие способов решения учебных задач и способствовали развитию умений выбирать наиболее оптимальные в зависимости от конкретных условий.

Свириденко Н.Н. на уроке по теме «Витамины. Гормоны. Лекарства» в 10 «А» классе продемонстрировала приёмы и способы работы с понятиями: определение понятий, соотношение понятий и признаков, выведение формул органических веществ на основе понятий и их признаков. Работая по теме урока, кадеты знакомились с информацией, данной в учебниках, с дополнительной информацией, предложенной учителем в рабочей карте урока. Задания на уроке рассчитаны на уровни: ознакомление, понимание, применение. Такие приёмы, как «лови ошибку», «закончи предложение», «соотнеси понятие и признак» помогли проверить, насколько обучающимися усвоена тема урока.

Захватова С.Э. показала приёмы и способы формирования УУД на уроке русского языка в 8 «А» классе по теме «Вводные слова». Определяя известное и неизвестное, кадеты формулировали проблему, определили цель учебной деятельности по решению проблемы в рамках изучаемой темы. Работая с лингвистическим текстом, обучающиеся в парах составляли план, задавали вопросы по данному тексту. Используя информацию из данного текста и параграфа учебника, заполняли таблицу «Группы вводных слов по значению». Таким образом, на уроке формировалось умение извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать её, применять при решении практических задач. Анализируя предложения с омонимичными словами и выражениями, обучающиеся сопоставляли их, записывают выводы о способах различения вводных слов и омонимичных частей речи. Таким образом, на уроке формировались такие УУД, как:

— предметные — умение определять вводные слова и их значение, выделять на письме выделительными знаками препинания;

— познавательные – умение извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать её, применять при решении практических задач; уметь анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, делать выводы.

— регулятивные – умение ставить цель, определять степень успешности своей работы; решать проблему урока, соотносить цели и результаты своей деятельности

— коммуникативные — умение высказывать своё мнение и учитывать разные мнения при решении проблемных ситуаций; постановка вопросов как выражение инициативы сотрудничества в поиске и сборе информации.

Семёнова Г.В., Екимова Л.В., учителя русского языка и литературы, представили приёмы и способы формирования УУД на внеурочном занятии «Логический марафон», цель которого — способствовать развитию логического мышления, познавательной и творческой активности обучающихся. Решая логические задачи, выполняя творческие задания, кадеты 5-х классов (и игроки, и болельщики) выполняли конкурсные задания в интересной игровой форме. Задания конкурса были направлены на развитие быстроты реакции, сообразительности, гибкости и нестандартности мышления, подготовки памяти, концентрации внимания.

Логунова Л.И. на уроке биологии по теме «Природные зоны Земли» на этапе целеполагания, используя приём «мозгового штурма», организовала деятельность воспитанников по определению темы и цели урока. На этапе овладения новыми знаниями по теме урока кадеты работали с материалом параграфа, составляли план, формулировали определение понятий, работали с информацией по карте «Природные зоны», знакомились с новыми для них условными обозначениями, сравнивали полученную информацию с информацией, представленной в презентации. На рефлексивном этапе урока пятиклассники соотносили результаты работы, оценивали свою работу и работу одноклассников.

Доценко С.В. на интегрированном внеурочном мероприятии по английскому языку и физической культуре по теме «Олимпийские игры» в 7-х классах уделила внимание развитию языковой компетентности обучающихся, расширению знаний по теме «Олимпийские игры», «Спорт», повышению мотивации к изучению английского языка, расширению кругозора через спортивные упражнения. Кадеты в игровой форме получили возможность применить полученные знания по английскому языку на практике.

Леонтьева Н.Е. представила методы и способы формирования УУД на внеурочном занятии «Олимпиада в картинках» в 5 «В» классе. В игровой форме пятиклассники выполняли такие учебные задачи и задания, как: «заполни схему», «подбери картинку к тексту», «заполни пропуски», «отгадай загадку – найди картинку», «передай эстафету». В ходе выполнения заданий кадеты показали уровень владения знаково-символическими средствами, использовали разные виды чтения (изучающее, поисковое) находили разные способы решения познавательных задач, представляли информацию в разных видах: рисунках, схемах, таблицах.

Хорошко Е.И. на мастер-классе по позиционной технологии, раскрывая различные позиции данной технологии («тезис», «синтез», «театр», «имена» и др.) продемонстрировала через организацию включённости всех присутствующих на мастер-классе педагогов, какие позиции в той или иной мере направлены на формирование всех видов УУД.

Методическая декада направлена на повышение профессиональной компетентности, совершенствование педагогического мастерства и эффективного обмена опытом, позволяет пополнять методическую копилку учителей знаниями об инновационных технологиях, формах и методах работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС, повышает творческую активность педагогов и качество проведения учебных и внеурочных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Методист Захватова С.Э.

Вложения: